ПОДПИСАТЬСЯ
  • Grey Facebook Icon
КОНТАКТЫ

606119 Нижегородская область
Павловский район, поселок Молодежный, 25

 

8 (83171)  7-13-15

8 (908) 735-15-47

 5252006401 - ИНН
 525201001- КПП
 042202718- БИК

 1025200008096-ОГРН
 4070 3810 9142 8000 0016 - расчетный счет

 в ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК» г. Саров

 к/с 30101810422020000718

РЕКВИЗИТЫ

© 2005-2017 Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь

ПОДВИЖНИЦЫ МОНАСТЫРЯ

Все сестры знали её как монахиню в строгом смысле слова. Палладия, со своей стороны, ясно видела будущие труды и заботы, но покорность воле Божией, ревностное желание быть подражательницей трудолюбивой своей родственнице Лукии, произвели в ней решимость возвратиться в 1846 году на прежнее местожительство, в Абабковскую богадельню.
Посетив однажды пустынь Саровскую, Палладия пришла к отцу Серафиму на благословение: - «Мир тебе, раба Божия, сказал он встречая её, - молись больше Богу, и у тебя будут детки, - да, будет, и много будет детей, когда будут дети, ты должна быть Саррою». Слова сии до того устрашили Евдокию, что она не устояла на месте.
Быть матерью, понимая буквально сказанное, значит снова быть в мирую. Мысль такая и прежде пугала её но теперь, прожив столько лет в монашестве и с твёрдой волею остаться таковою навсегда, опять возвратиться в мир да еще и быть матерью, мысль такая привела Палладию в отчаяние. Зачем и жить мне, подумала она, если моё будущее вопреки моим желаниям и на вред моему спасению. В порыве смутных чувств Палладия мысленно решилась на самоубийство. «Нет, матушка, и ножа в руки не возьмёшь, и дети у тебя будут». – прозорливый старец Серафим отечески утешал её не тужить и отпустил с благословением. Теперь, припоминая слова отца Серафима, Палладия видела в своём деле избрание Божие. С нею вместе, пленяясь пустынным местом и имея особенную любовь к духовной матери Палладии, из Арзамасского Николаевского монастыря перешли еще пять сестер.
Приняв начальство над богадельнею Палладия показывала на собственном примере лучшие качества души, стараясь посильно подражать первоначальнице. С первых же дней управления, матушка Палладия стала принимать к себе всех, желающих под её руководством посвятить себя Богоугодной жизни. Вскоре собралось более тридцати сестер. Разумеется стали прибавляться и нужды. Матушка Палладия к прежним рукоделиям прибавила новые, именно при ней стали украшать иконы фольгою, вязать из разноцветной шерсти разные вещи. Заботясь о житейских нуждах, Палладия больее всего обращала внимания на жизнь духовную. Для этого ввела в богадельне строгие монастырские правила и учредила чтение неусыпной Псалтири. Благоустрояя внешний и внутренний порядок в богадельне, матушка Палладия обратила особенное внимание на запустевшую Георгиевскую церковь. Её огорчало, что сестры могли посещать Богослужения только в воскресные и праздничные дни и притом в приходской церкви села Абабкова. Посему дождавшись приезда преосвященнейшего архиепископа Нижегородский и Арзамасский Иакова (Вечеркова), Палладия открыла ему своё желание поправить до крайности ветхий храм, неотложно требовавший ремонта внутри и снаружи, и выдать им на сей предмет сборную книгу. Преосвященнейший Иаков отвечал: "Я готов исполнить ваше пожелание и книгу выдам, но только с тем, чтобы вы сначала поправили иконостас, иконы и другие предметы необходимые для священнодействия. Божие и моё благословение вам и на месте сем".
С приездом в Нижний Новгород матушка Палладия выправила сборную книгу. На собранные средства отремонтировала ветхую Георгиевскую церковь, подвела каменный фундамент, переменила пол и, вместо сгнившей и проросшей мхом деревянной кровли, покрыла храм железом. Внутри церкви переменила иконостасы, как в Георгиевском, так и в приделе святителя Николая, поправила некоторые иконы, другие написала вновь. Всю трапезу отштукатурили и утеплили. Устроив, таким образом, Георгиевскую церковь, Палладия, к общему утешению, завела в храме ежедневную службу. В том же 1847 году, в декабре месяце, состоялся заговор злонамеренных людей, в числе 20 человек, ограбить богадельню. Но угодник Божий, Великомученик Георгий, невидимо охранял молящихся ему, и предотвратил предстоящее бедствие. Из числа заговорщиков, крестьян села Абабкова, некто Кожин раскаялся священнику Михаилу Цедринскому и открыл заговор. Злодеи были пойманы и переданы суду.
Избавившись от предстоящего страшного бедствия матушка Палладия всецело вверила себя и сестер своих Победоносцу Георгию. К этому времени относятся два замечательных случая. Получив с архипастырского благословения сборную книгу, матушка Палладия, будучи наслышана о любви к украшению храмов Нижегородского почетного гражданина Николая Алексеевича Акифьева, обратилась к нему с христианской просьбой о пожертвовании на поправку храма великомученика Георгия. Акифьев сам встретил просительницу и услышав, что у него просят на поправку Георгиевского храма, обращаясь к своей супруге, воскликнул: - «слышишь ли, Анна Васильевна, святой Георгий – то сам пришёл к нам!
А где же такая бедная церковь?» - Просительница отвечала, что невдалеке от села Павлова. «Да он ещё и на нашей родине! – продолжал Акифьев. Странное дело, почему прежде нам не припомнился этот храм». – «Так помоги же им» - отвечала добрая супруга - "Помоги им поправить храм великомученика Георгия». Николай Алексеевич принял самое деятельное участие в благоустройстве обветшавшего Георгиевского храма, сделав значительное пожертвование и во всех нуждах позволил обращаться к нему за помощью. Дело в том, что Анна Васильевна, незадолго перед тем, читала житие великомученика Георгия. В ряду его чудес, под 23 апреля, есть одно, которое особенно запомнилось Анне Васильевне: В некоей Пафлагонской веси была церковь во имя великомученика Георгия, которая от ветхости стояла в совершенном запустении. Около церкви часто играли дети. Один из них, всегда обижаемый прочими, однажды обратясь к церкви, помолился Великомученику Георгию, чтобы он укрепил его, обещаясь за это принести ему мягкий хлеб.
В самом деле юноша, к удивлению прочих, вдруг сделался сильнее и постоянно стал одолевать товарищей. Он не замедлил упросить мать, чтобы она испекла мягкий хлеб, получив который, отнёс и положил пред алтарём. В тот же день четверо купцов, проезжая мимо, зашли в церковь и увидев хлеб, порешили между собою: для чего этот хлеб лежит пред алтарём? Ведь угодник Божий (Георгий) не имеет нужды в нём, съедим же его. Съели, но когда стали выходить из церкви, вдруг очи их помрачились. Ходя около стен они никак не могли найти двери. Усилия их были тщетны. Купцы положили на место хлеба по серебреннику, но лучше не стало. Положили златник, - тоже. Тогда положили все по златнику и, после молитвы, очи их отверзлись. Так угодник Божий проучил купцов за святотатствово. Жители же, видя сколь очевидно Георгий Победоносец печётся о своём храме, на оставленные четыре златника исправили и украсили ветхий храм.
Анна Васильевна, войдя в кабинет к супругу, прочитала ему о таком чуде. «Как мне желательно поправить храм такому великому угоднику Божию» - прибавила она. «Ныне, отвечал Николай Алексеевич, храмы Божии везде благолепно украшены, но если бы нашелся такой храм, я бы взялся ему помогать». И вот, когда пришла к ним Палладия с просьбою на поправку Георгиевского храма, Акифьев, обрадованный случаем, приписал это событие воле Великомученика и стал помогать Абабковским.
Вскоре после этого Николай Алексеевич Акифьев нечаянно упал и сильно повредил себе голову. Врачи нашли жизнь его в опасности. Долго лечили его, а болезнь всё более усиливалась. Слух об этом дошел до Палладии. Имея веру в мощное ходатайство Великомученика Георгия пред Богом и неоднократно сама испытав его благодатную помощь, Палладия, помолившись Богу о здравии и спасении их благотворителя, взяла немного елея из лампады Великомученика Георгия, отправилась в Нижний и предложила Акифьеву с верою принять елея. Больной согласился, и когда хлопчатая бумага, напитанная елеем, была приложена к ранам, он почувствовал тут же некоторое облегчение, а после непродолжительного, но крепкого сна, Николай Алексеевич почувствовал себя совершенно здоровым. После такого чудесного исцеления до самой смерти своей Николай Алексеевич Акифьев питал тёплую любовь и сильную веру к св. Победоносцу Георгию и, в благодарность, дал обещание: исполнить первую просьбу Палладии, какова бы она ни была. Между тем Палладия, заботясь о благоустройстве сестер, особенно старалась сделать из богадельни общину. Однажды она пришла к преосвященному Иакову и просила его помощи. «Достигнуть цели тебе тогда возможность будет, сказал владыка, когда ты приобретёшь необходимую для этого землю; без этого мне нельзя пособить тебе ничем». Палладии это в ум не приходило прежде, но приобрести где-либо в своё владение значительный участок земли ей не предвиделось никакой возможности.
В грустных мыслях, по выходе от владыки, Палладия пошла прямо к своему благодетелю Николаю Алексеевичу Акифьеву. «Что тебе нужно?» - спросил Акифьев. Палладия молчала. «Что тебе нужно?» - вторично спросил он. – «Тяжел ваш вопрос, Николай Алексеевич, отвечала та, - могу ли я сказать, что мне нужно. Я сейчас объясняла наши нужды преосвященному, что желаем переименовать богадельню в общину, а он велел добиться земли. Но земли добиться для меня того невозможно, что я затрудняюсь повторить сии слова». «Так что же тебе нужно?» - спросил снова Николай Алексеевич. «Сделать общину», - отвечала Палладия: «но владыка сказал, что земля нужна». – «Итак я верен слову», сказал Акифьев. «Близ Павлова, в Прилуцкой слободе, невдалеке от вашей богадельни, я имею участок. Иди и доложи преосвященному, что у тебя есть 50 десятин земли». Благодеяние невыразимо велико. Горячие слёзы были очевиднее благодарных слов. Вследствие столь неожиданного приобретения, Палладией по благословению преосвященного Иакова, в 1848 году была подана в Святейщий Синод просьба о переименовании богадельни в общину, и 19 декабря того же года указом Св. Синода предписано: Абабковский богадельне именоваться – Абабковской Николаевской общиною.
Палладия, со времени учреждения общины, неутомимо заботилась о созидании и украшении храма и других построек. Для большего удобства своей новоучреждённой общины, матушка Палладия выстроила новую трапезу, пекарню, просфорню и устроила колодец. К 50 десятинам земли под богадельнею, пожертвованной Акифьевым, присоединила еще полторы пожертвованной по её просьбе графом Шереметьевым. Был построен 2-х этажный дом, на каменном фундаменте. В феврале 1849 года матушка Палладия обратилась к своему благодетелю Николаю Алексеевичу Акифьеву с просьбою помочь ей выстроить храм в честь Покрова Божьей Матери, на что он изъявил полное свое согласие, присовокупив, что желает, чтобы в сем храме были ещё два придела: один во имя своего безвозмездного врача Великомученика Георгия, а другой в честь своего Ангела, праведного Николая воина. Разрешение на построение, в новоначальной Николаевской общине, каменного храма с двумя приделами скоро последовало, и 22 июня того же 1849 года преосвященный Иаков сам заложил этот храм. В это время Палладия, с дозволения Епархиального Начальства, путешествовала в Москву и Санкт-Петербург для сбора пожертвований. Там она приобрела часть древа животворящего Креста Господня, часть мощей Великомученика Георгия и часть ризы Пресвятой Богородицы, часть мощей священномученика Харалампия, священные сосуды и всю нужную для храма утварь. Строительство храма было окончено в 1851 году.
В первые годы учреждения Абабковской общины производились в ней весьма многие постройки. В то время сестры положили много своих трудов, соединённых с великими лишениями. Нужно заметить, что место, где стояла Абабковская община, было чрезвычайно неровно: там были ямы, бугры и котловины, поросшие лесом и кустарником. На долю сестер выпадало и вычищать лес и заравнивать ямы. А когда производились постройки, сестры сами продготавливали материал мастеровым, также возили лес и пилили дрова на отопление всей общины. И всё это производилось без ропота, единодушно, ибо Палладия, при всех послушаниях, находилась первою.
В 1853 году, 22 ноября по просьбе Палладии и благословению преосвященного Иеремии, было совершено освящение придельного Храма во имя святого Великомученика Георгия, строителем Островоезерского монастыря иеромонахом Арсением. 25 июля 1854 года был освящен храм Покрова Божией Матери преосвященным Иеремиею, а 26 числа и второй придел святого праведного Николая – протоиреем Лебединским, в присутствии преосвященного Иеремии. 27 февраля 1855 года скончался незабвенный благодетель общины Николай Алексеевич Акифьев. Горько оплакивали его сестры. Но, умирая, Николай Алексеевич позаботился и о будущем обеспечении общины и завещании назначил 10 тысяч рублей серебром на священнослужителей, 2-х священников и диакона, и 20 тысяч рублей на содержание общины.
Преосвященный Антоний, епископ Нижегородский и Арзамасский, в 1858 году обозревая епархию, посетил и Абабковскую Николаевскую общину. Осмотревши всю обитель, преосвященный обратился к начальнице с следующими словами: «Прости меня, матушка, - я не думал встретить у вас того, что теперь вижу. Я полагал видеть бедный храм и убогие хижины, а теперь напротив вижу во всём благолепное устройство и украшение, вижу распорядительность и неусыпные труды, увенчанные, сверх всякого чаяния, вожделенными плодами. Теперь я понял ваши труды, за которые желаю возблагодарить и вместе поощрить на дальнейшие. Даю вам своё святительское слово, что буду ходатайствовать пред правительством о возведении вашей общины в степень монастыря», и вскоре же исполнил своё обещание. В январе 1859 года через Нижегородскую Консисторию последовало Высочайшее утверждение: Николаевскую Абабковскую общину именовать Абабковским Николаевским третьеклассным общежительным монастырём.
По открытии монастыря состоялось манатейное и рясофорное пострижение 2 августа того же 1859 года. В числе постригаемых, конечно, первою была удостоена Ангельского образа – пострижения в мантию – сама Палладия, с именем Евпраксии. Затем мать Евпраксия вызвана была в Нижний Новгород, где 26 сентября того же года преосвященным Антонием и возведена в сан игуменьи. Преосвященный Антоний благословил игуменью на закладку нового двухэтажного каменного корпуса, с храмом в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радости. Когда окончено было здание, игуменьей было найдено более удобным это здание обратить под свою келью и трапезы, а храм устроить в другом каменном здании. А при храме предполагалось устроить келью для больных. За средствами же с разрешения Епархиального Начальства, игуменья отправилась в Санкт – Петербург. Господь в эту поездку благословил её приобрести: святую икону Тихвинской Божей Матери в серебряной ризе и Животворящий Крест Господень, с 32 – мя частицами святых мощей от угодников Божиих. В эту же поездку приобретено много церковных одежд и необходимой церковной утвари. И к 1861 году всё необходимое для устройства храма было приготовлено. В 1861 году Абабковская обитель встретила в своих стенах нового архипастыря преосвященного Нектария, и игуменья не замедлила воспользоваться случаем и просить владыку освятить новоустроенный храм, в честь Скорбящей Божией Матери. Владыка на другой же день сам совершил освящение и литургию. По приезду в Нижний, архипастырь сделал представление Святейшему Синоду о заслуге игуменьи Абабковского Николаевского монастыря, и в 1861 году ей объявлено благословение Святейшего Синода.
В следующем 1862 году, по представлению преосвященного, игуменья награждена наперсным золотым крестом. Через год заботливая игуменья явилась к преосвященному для получения благословения уже на закладку нового более обширного трёхпрестольного храма: 1-й – во имя Святой Троицы, 2-й – в честь Тихвинской Божией Матери и 3-й – в честь святителя и чудотворца Николая. 11 июля 1865 года, совершено было освящение места и закладка нового храма. Кладка пошла довольно быстро. В продолжении четырёх месяцев стена храма на сажень показалась из земли. Но наступивший 1866 год остановил работу. Причиною сего был недостаток средств. К тому же и в апреле месяце Николаевскую обитель постигло большое несчастье. От неизвестной причины на верху гостиного дома вспыхнул пожар, жертвою которого сделался гостиный двухэтажный дом, конный и скотный дворы, дом рабочих, одним словом, всё принадлежащие монастырю службы. Сестры, служащие при гостинице, лишились своих малых имуществ, потому что при начале пожара все сидели за трапезою после воскресной литургии. Когда же вбежавшая в трапезу сестра объявила о несчастии, то пламя быстро уже разлилось по верхнему этажу дома, - так что не было никакой возможности подойти к дому.
Постигшее обитель несчастье, сильно огорчило игуменью, но она не упала духом. Два года потребовалось на устройство сгоревших зданий, а через два года она снова могла уже продолжать постройку храма. Несмотря на преклонные лета, она как будто обновилась и укрепилась. На всех трудах и работах, по-прежнему, являлась первою, везде досматривала лично, всем распоряжалась сама, не оставляя в то же время служб церковных и монашеского правила. В последнее время, когда храм приходил уже к концу постройкою, она как бы предчувствовала кончину своей жизни. В 1883 году внешнею постройкою храм был закончен. В последний 1884 год успела заготовить некоторые материалы и церковные принадлежности для окончательной отделки и украшения. Но до освящения храма ей не суждено было дожить; в начале января 1885 года игуменья почувствовала упадок сил и перестала выходить из кельи. За 3 дня до кончины приняла таинство елеосвящения и более не вставала с одра болезни, собирая в эти дни около себя сестер для преподания им последних назиданий и увещаний. В последний раз собрала она сестер 16 января, взяла в руки свой крест, всех благословила им и мирно и безболезненно отошла к Господу с молитвою на устах; «Господи помилуй». Так погасла многотрудная и многоплодная жизнь игуменьи Евпраксии на 73 году от рождения. Да упокоит Господь Бог душу её со всеми святыми в вечных обителях! Скромная её могила находиться в ограде Покровского храма, против алтаря.
Таким образом, Промыслом Божиим суждено было Лампадии основать богадельню, а её родственнице игуменьи Евпраксии преобразовать богадельню сию в общину, а из общины в монастырь. На долю той и другой досталось много трудов, ещё более забот. Первая во всю свою жизнь достигала спасительной цели, преодолевая такие препятствия, которые иной на её месте казались бы неудобоисполнимыми. Последняя, получила в собственное управление богадельню, как некое драгоценное наследие, предложила себе распространить, украсить и преобразовать её, не щадя своих сил, и кровавыми, можно сказать, трудами достигает своей цели. Сколько нужно было ума, терпения и труда, чтобы привести в обители всё в порядок, представляющий глазам благочестивого посетителя ныне. Теперь, окинув взглядом святые храмы и 6 больших братских зданий, и зная, что всё это сооружено в непродолжительное время силою безграничной веры в Божию помощь, невольно благоговеешь пред всемогущею десницею Божию, невольно подивишься тому соображению, под руководством которого возникло всё вышеозначенное. На этом месте очевидным образом благодать Божия ущедрила дары свои, по ходатайству покровителя сей обители Великомученика Георгия. Теперь невольно с благоговением приходиться верить пророческим словам преподобного Серафима, который за несколько лет предсказал игуменьи Евпраксии важное и знаменательное будущее.

Евдокия родом была из города Мологи, дочь крестьян Тита и Акилины Кругловых. С юных лет в ней обнаружилась горячая, пламенная любовь к жизни иноческой. Зная редкие добродетели первоначальницы Лампадии, Евдокия решилась оставить родительский дом и идти к ней в богадельню, дабы вручить себя её руководству на пути спасения.
К прискорбию, Евдокия не застала в живых доброй родственницы Лукии. Прожив в Абабково пять лет и разделяя в это время различные послушания и труды сестер богадельни Евдокия, для приучения себя к более строгому иноческому образу жизни, перешла в 1831 году в Арзамасский Николаевский монастырь, где с именем Палладии приняла монашество.

МАТУШКА ЕВПРАКСИЯ