ПОДПИСАТЬСЯ
  • Grey Facebook Icon
КОНТАКТЫ

606119 Нижегородская область
Павловский район, поселок Молодежный, 25

 

8 (83171)  7-13-15

8 (908) 735-15-47

 5252006401 - ИНН
 525201001- КПП
 042202718- БИК

 1025200008096-ОГРН
 4070 3810 9142 8000 0016 - расчетный счет

 в ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК» г. Саров

 к/с 30101810422020000718

РЕКВИЗИТЫ

© 2005-2017 Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь

ПОДВИЖНИЦЫ МОНАСТЫРЯ

1818 год

Вблизи села Абабково, на берегу живописного озера, рядом с храмом поселилась благочестивая странница Лукия Евдокимовна Масленникова, принявшая тайный постриг с именем Лампадия, от руки саровского старца Иллариона. Это был древний кладбищенский храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия, построенный в 1733 году. Благодаря покровительству и помощи местной помещицы Натальи Яковлевны Прокофьевой, которую ранее благословил на сие доброе начинание преподобный батюшка Серафим, вблизи Абабковского кладбищенского Георгиевского храма была основана небольшая богадельня, где поселилась инокиня Лампадия с первыми сестрами. Место пришлось ей по душе, и здесь она стала проводить жизнь в строгих иноческих подвигах. По ночам уединялась в лесной чаще для молитвы, где и было ей троекратное видение святого великомученика Георгия. Более пяти лет возглавляла матушка Лампадия Абабковскую богадельню. Место не оставалось забытым и после её кончины († 1823г.).

1823 год

Возрождение и новый подъём, будущей обители, так же связан с именем святого преподобного Серафима Саровского. После смерти матушки Лампадии сестры богадельни стали просить возглавить их, прежде подвизавшуюся в Абабковской богадельне родственницу старицы Лампадии рясофорную монахиню Палладию (в миру Евдокию Титову) из Арзамасского Николаевского женского монастыря. Однажды посетив Саровскую пустынь, инокиня Палладия пришла к старцу Серафиму, помышляя просить благословения для поступления в Дивеевскую обитель. Не успев вымолвить ни слова, услышала от старца свою будущую судьбу: «Нет туда тебе пути – дороженьки и нет тебе на то благословения грешного Серафима! Тебя ждёт свой Дивеев. Возвратись к Георгию, где ты прежде жила. Тебе Бог даст благодетеля, не барина, не крестьянина». С верою в промысел Божий, с постоянную молитвою к великомученику Георгию, воодушевлённая к сему же ещё и предсказаниями старца Серафима, она со всей любовью принялась вместе с сестрами за благое дело. Вскоре исполнилось предсказание преподобного Серафима: Господь послал общине благодетеля в лице купца Николая Алексеевича Акифьева. Он, будучи прикованным к постели тяжким недугом, имея глубокую веру, получил исцеление, помазавшись освященным елеем от неугасимой лампады, перед чудотворным образом святого великомученика Георгия, привезённым к нему в дом абабковскими сестрами. Впоследствии Н.А. Акифьев, в знак благодарности за чудесное исцеление, много потрудился для благоустройства будущей обители. На его средства был отремонтирован кладбищенский храм в честь вмч. Георгия Победоносца. С увеличением количества построек и проживающих в общине сестер 19 декабря 1848 года по Высочайшему Указу Святейшего Синода богадельня переименована в общежительную Абабковскую Николаевскую женскую общину, которая официально была принята под покровительство власти духовной и гражданской.

22 июня 1849 года

Для сестер заложен первый каменный храм в честь Покрова Божией Матери, с приделами во имя вмч. Георгия Победоносца и мученика Николая воина (который являлся небесным покровителем самого Николая Акифьева). В 1851 году храм этот был закончен постройкою, а освящен спустя три года – в 1854 году. Но, вскоре после его освящения, купец Акифьев, к большому горю насельниц, скончался. И тогда благое дело о попечении над богадельней взяла на себя его супруга Анна Васильевна.

В январе 1859 года

После посещения обители епископом Нижегородским и Арзамасским Антонием (Павлинским), увидевшим вместо бедной общины благоустроенный монастырь, сия община, по решению Синода, была возведена в степень третьеклассного монастыря. 2 августа этого же года в стенах обители были произведены первые монашеские постриги. Первой среди сестер была пострижена в мантию начальница монастыря матушка Палладия с именем Евпраксия, а 26 сентября в Нижнем Новгороде она была возведена в сан игуменьи с вручением ей посоха. Церковные службы совершались в обители ежедневно, сестрами читался неусыпный Псалтырь перед иконой Божией Матери, с неугасимой лампадой перед ней. Со второй половины XIX – до начала XX века на средства благотворителей и попечителей в монастыре ведется обширное каменное строительство. Наряду с келейными и хозяйственными корпусами в 1862 году в обители был выстроен больничный корпус, в котором освятили домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

11 июля 1865 года

По Высочайше утверждённому проекту, рассмотренному в Департаменте проектов и смет Главного Управления Путей сообщения и публичных зданий в Санкт-Петербурге состоялась закладка Троицкого летнего собора, но на следующий год в монастыре случился большой пожар, и из-за нехватки средств работы по возведению собора были приостановлены. Строительство храма завершилось только спустя двадцать лет. Настоятельница монастыря матушка Евпраксия не дожила до торжеств по освящению собора, 16 января 1885 года она скончалась. После кончины матушки Евпраксии игуменьей монастыря стала матушка Аполлинария, которую сестры избрали своей начальницей. Именно при ней, 28 июня 1886 года, Преосвященнейшим Модестом (Стрельбицким), епископом Нижегородским и Арзамасским, в сослужении с духовенством в Троицком соборе был освящен первый престол в правом приделе – в честь иконы Тихвинской Божией Матери. На следующий день, 29 июля, произошло освящение еще двух престолов: центрального – в честь Живоначальной Троицы, и левого – во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца. Внутренняя отделка собора, иконостас с позолотой, настенные росписи были выполнены на пожертвования московского почётного гражданина купца Ивана Васильевича Залогина. 17 октября 1894 года при монастыре была открыта церковно приходская школа, в которой учились девочки из села Абабково и монастырского приюта. Первоначально в ней обучались 24 девочки. 1 мая 1897 года состоялся первый выпуск учениц. Перед революцией, в 1917 году, в ней обучались 13 мальчиков и 10 девочек. По своему благоустройству и оснащению это была лучшая школа в уезде.

1897 год

В монастырь на жительство поступила состоятельная купчиха из Санкт-Петербурга Пелагея Фёдоровна Максимова. Именно на её средства в 1900 году на месте разобранной из-за ветхости деревянной Покровской церкви был заложен прекрасный каменный храм. Строительство осуществлялось по проекту гражданского инженера Анатолия Ивановича Шмакова. Храм этот был четырёхпрестольным, освящение главного престола состоялось в 1903 году. Покровский собор являлся зимним храмом, отапливался с помощью калориферных печей и водяного отопления. Интерьер собора был расписан палехскими художниками под руководством Константина Александровича Першина. В одной связи с храмом размещалась высокая каменная колокольня, с восемью колоколами.

29 сентября 1904 года

В подклете Покровского собора, где была обустроена усыпальница, и в последствии упокоился прах храмоздателей и благотворителей монастыря Иоанна и Пелагеи Максимовых, состоялось освящение придела во имя всех Святых. Наряду с великолепными храмами к этому году внутри монастырской ограды было выстроено 9 жилых корпусов и семь корпусов вне стен обители. Территорию монастыря окружала каменная ограда с башнями, с тремя проездными воротами. Монастырский архитектурный ансамбль являлся рукотворным украшением прекрасного живописного места. Высокая подвижническая жизнь и трудолюбие монахинь снискали обители уважение и любовь паломников, которые часто посещали монастырь. Среди достопримечательностей и святынь, в монастыре особо почитался образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, завещанный сестрам первоначальницей сей общины Лукией. По изустному преданию, написана эта икона была Павловским иконописцем из рода Власовых, а серебряная риза с позолотой пожертвована супругой купца Акифьева – Анной. В 1881 году епископ Нижегородский и Арзамасский Иеримея (Соловьев) пожертвовал в дар обители для украшения этой иконы, в память о своём роде, святительскую панагию.

В начале ХХ века

В Абабковском монастыре подвизалось до 400 монахинь. Настоятельница монастыря матушка Антония особое внимание уделяла развитию послушания по выполнению различных рукоделий, среди которых предпочтение отдавалось «золотному вышиванию». В январе 1904 года работы монастырских вышивальщиц, наряду с другими изделиями, выполненными в нижегородских монастырях, были отправлены в Санкт-Петербург на первую Всероссийскую выставку монастырских работ. В период с 1906 по 1911 год в обители сменились четыре настоятельницы. Престарелая матушка Антония ушла в заштат, и взамен неё была поставлена инокиня Смарагда, но уже 13 июля 1907 года на её место была назначена новая настоятельница – игуменья Магдалина. В 1911 году её переводят настоятельницей в Киево-Покровский монастырь, а в Абабковскую обитель назначается игуменья Рахиль. В обители имелось всё необходимое для монастырского общежития: храмы, келейные корпуса, хозяйственные постройки и инструменты для обработки земли, сбора урожая и его хранения. Сестры несли свои послушания не только в золотошвейных мастерских, но также работали на огородах, конном и скотном дворе. При монастыре была своя хлебопекарня, просфорная, квасная и другие сооружения для ведения натурального хозяйства.

1917 год

Тихая и размеренная монашеская жизнь была нарушена с изменением государственного строя в России. В послереволюционный период в стенах монастыря из числа сестер (более 160 человек) была зарегистрирована сельскохозяйственная артель. Но это не спасло обитель от последующего разорения и ликвидации. Весной 1919 года на базе монастырских владений создали совхоз, изъяли всю землю, инвентарь, часть скота и некоторые жилые постройки. В собственности монастыря остались дом, конный и скотный двор, молотильный сарай. Павловское уездное управление сдавало в аренду луга обители. 13 апреля 1928 года президиум Павловского уездного исполкома принял решение: закрыть Абабковский монастырь, общину распустить, а имущество реализовать через финансовый отдел. Насельницы были изгнаны из родной обители, и монастырские постройки были переданы сначала в земельное управление для размещения здесь агропунктов, а затем под Дом отдыха. В годы Великой Отечественной войны в оставшихся келейных корпусах размещалось высшее Ленинградское военно-топографическое училище. В послевоенное время в монастыре находились различные учебные учреждения: школа комсомольского актива, школа киномехаников, женское специальное училище для несовершеннолетних девочек-подростков.

1995 год

По Божьей милости, начиная с февраля 1995 года, разрушенная обитель стала возрождаться, и здесь вновь зазвучали слова молитвы. С большими трудами и скорбями пришлось столкнуться старейшему пастырю города Павлова протоиерею Александру Калеву за возвращение Русской Православной Церкви сохранившихся построек бывшего монастыря. Разорённая обитель встретила первых насельниц, под руководством старшей инокини Ирины Курбатовой, полуразрушенными зданиями, в которых протекала кровля, рушились перекрытия, отсутствовали оконные и дверные проёмы, не было водоснабжения и канализации. В феврале 2002 года для восстановления обители в монастырь приехали дивеевские сестры во главе с будущей настоятельницей монахиней Никоной (Желяковой).

14 мая 2005 года

Праздник иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость», ознаменовался двумя важными событиями в современной летописи Абабковского монастыря. В этот день Преосвященный епископ Георгий после торжественного молебна заложил первый камень в основании Покровского собора, а также совершил освящение первых двух келий детского корпуса.

ЛЕТОПИСЬ МОНАСТЫРЯ